Если бы слова «преданность» и «верность» вновь обрели свою мощь…

Таинственный и закрытый мир Китая с его пятитысячелетней культурой на протяжении веков интриговал людей всего мира.

В глубокой древности Китай назывался Поднебесной, и уже тогда в стране существовали этико-ритуальные принципы. Величие и мудрость легендарных правителей были тесно связаны с их добродетелями, а на их благопристойное поведение равнялся весь народ.

Философские школы, распространявшиеся в Китае, учили жить, сохраняя своё достоинство и в соответствии с эталонами высших добродетелей. В конфуцианстве считалась, что одна из пяти великих добродетелей – это верность, а в основе поведения человека должны всегда лежать мораль и этика. Все – от простолюдина до императора – придерживались традиций и обычаев, которые насчитывают более трёх тысяч лет.

Доверие – важный элемент жизни общества

Во времена династии Цин в городе Цяньтан жил Сюй Шаоюй. Однажды он занял у своего друга сто серебряных монет. По устному обоюдному договору Сюй должен был вернуть деньги не позднее чем через год. Спустя некоторое время Сюй тяжело заболел и, чувствуя, что может вскоре умереть, забеспокоился. Он боялся не вернуть вовремя долг своему другу, о чём сказал жене. На что она ответила: «Нет расписки, значит, и беспокоится не о чём!»

Сюй возразил, что не может потерять доверие своего друга, и велел жене продать имеющиеся в доме ценные вещи. От продажи они выручили 90 серебряных монет, остальные заняли – и вовремя вернули долг.

Через несколько дней Сюй выздоровел. Суть этой истории состоит в том, что нужно всегда выполнять свои обещания и держать данное слово. Следуя за традиционной и основополагающей ценностью «верность», мы придерживаемся принципа «Истина». Доверие окружающих может завоевать лишь тот, кто говорит искренне и всегда отвечает за свои слова.

Сдержать слово, несмотря на смерть

Ещё одна история относится к более древнему периоду. Во времена царства У (770-221 гг. до н. э.) жил принц Цзичжа. Он был младшим сыном 19-го царя Шоумэна (585-561 гг. до н. э.). Когда Цзичжа отправился в княжество ЛУ (провинция Шаньдун), то по пути заехал в вассальное царство Сюй. Надо сказать, что в то время царство У славилось своим оружием. И вот принц заметил, что царю Сюй приглянулся его великолепный меч. Цзичжа не мог подарить свой меч, так как направлялся с государственным визитом в княжество Лу, а этот меч должен символизировать его ранг и статус. Приняв решение на обратном пути одарить царя Сюй своим мечом и ничего не сказав ему об этом, он отправился в намеченный путь.

Возвратившись через год в царство Сюй, он узнал о смерти царя. Помня о своём решении отдать меч, Цзичжа повесил его на дерево, растущее у гробницы царя, и ушёл. Принц подумал, что не может не сдержать своё слово только потому, что царь умер.

Держать свои клятвы, относиться к другим с добротой и искренностью в древнем Китае считалось нормой. В наше время клятвы зачастую ничего не стоят, а обязательства – вообще пустой звук. Если бы слова «преданность» и «верность» вновь обрели былое значение и мощь, то, кто знает, может, Небеса вновь стали бы благословлять людей и наделять их счастливою судьбой!