Правила воспитания в древнем Китае помогали растить мудрых и успешных людей

Ян Житуй (531-591 гг.) – китайский каллиграф, художник, музыкант, писатель и политик. Он служил в четырёх китайских государствах в эпоху правления поздних Южных и Северных династий: династии Лян в Южном Китае, династий Ци и Чжоу в Северном Китае и династии Суй, которая в 581 году объединила раздробленный Китай.

Несмотря на критику со стороны сверстников-конфуцианцев, Ян Житуй был последователем буддизма в Китае. Ян стал первым человеком в истории, который упомянул об использовании туалетной бумаги.

В зрелые годы своей жизни Ян посвятил себя работе над словарём и другими литературными сочинениями. Его перу принадлежит сборник философского содержания «Ян-ши цзя сюнь» («Семейные наставления мастера Яна»), состоящий из 26 разделов. В этой книге, которую писатель адресовал своим сыновьям, он даёт им полезные советы: какой путь необходимо выбрать и чего следует избегать, чтобы добиться успеха в жизни.

В «Семейных наставлениях» Ян Житуй пишет, что в отрочестве у него сформировалось много вредных привычек, на преодоление которых уходили годы. Это произошло потому, что его отец умер, когда Яну было всего девять лет. Поэтому некому было наставлять молодого человека в период отрочества и юности. Его воспитанием в основном занимался старший брат, который не смог оказать на Яна необходимого влияния, так как был не достаточно строг с ним.

Большое внимание в своей книге Ян Житуй уделяет вопросу воспитания детей. В частности, в книге сказано, что родители не должны баловать своих детей. Воспитывать детей необходимо так, чтобы они росли хорошими людьми, людьми высокой морали.

воспитание детей в древнем китае

В глубокой древности дети из императорских семей даже без образования вырастали хорошими людьми. Императоры и древние святые ещё «во чреве матери» знали правила поведения. Когда срок беременности жены императора достигал трёх месяцев, она переходила жить в другой дворец. Там она следила за тем, чтобы не иметь плохих мыслей и не слушать плохих речей. Во время трапез или прослушивания музыки она всегда стремилась соблюдать хорошие манеры и следовать правилам высокого этикета.

Как только рождался новый член императорской семьи, для него сразу нанимали специальных учителей, которые постепенно обучали его благочестию, добру, праведности и высокому этикету.

Дети в обычных семьях не могли получить такого же воспитания. Однако они обязательно должны были быть обучены нормам поведения в обществе. В результате такого воспитания дети хорошо понимали, что можно делать, а чего нельзя. Когда они подрастали, то от них требовалось понимать по выражению лиц окружающих людей, довольны ими или нет. Это позволяло со временем со стороны родителей не применять к детям мер наказания. Ведь дети уже сами понимали, что хорошо, а что плохо. Если родители воспитывали детей в атмосфере достоинства и любви, то те вырастали преисполненными чувствами глубокого почтения и уважения к своим родителям.

воспитание детей в древнем китае

Но уже в далёкой древности наблюдалось, что не все родители знают, как воспитывать своих детей. Они лишь знают, как их любить. Такие родители не имеют серьёзного отношения к воспитанию. Дети в этих семьях ведут себя так, как им хочется. В «Семейных наставлениях» мудрец пишет, что, когда дети поступают неправильно, в обязанность родителя входит указать детям на ошибочное поведение и предупредить о необходимости правильных поступков. Однако легкомысленные родители, наоборот, улыбаются и хвалят своих детей, чем вырабатывают у них привычку думать о вседозволенности.

Ян Житуй указывает, что есть родители, которые считают, что высокомерие – это нормальное поведение. В таких семьях у подросших детей не сформируется почтение и уважение к своим родителям, даже если последние станут их жёстко воспитывать или даже бить. В этом случае это вызовет у детей только гнев и неприятие своих родителей. Такие дети вырастают безнравственными людьми.

Конфуций говорил, что сформированные в детстве привычки становятся сущностью взрослого человека. Он подчёркивал важность воспитания в раннем детстве. Ян Житуй, продолжая эту мысль, писал, что никакой родитель не желает своему ребёнку стать безнравственным человеком. Те родители, которые не могут хорошо воспитывать своих детей, делают так потому, что оберегают их от душевных и психических травм. Они считают, что так будет гуманно. Но если сравнить это с лечением болезней, то разве мы не даём детям горькие лекарства или не посылаем их на болезненные процедуры? В этом случае мы понимаем, что это необходимо для их блага. Разве те родители, которые ответственно относятся к воспитанию детей, желают травмировать своего ребёнка? Нет, они делают так потому, что это даст хороший результат в воспитании.

Ян Житуй поучал, что родители и дети должны любить друг друга и не допускать пренебрежения и лени в отношениях. Пренебрежение и лень приведут к недостаточной любви и отсутствию благочестия. А непочтительность и легкомыслие, в свою очередь, способствуют развитию лени в человеке.

воспитание детей в древнем китае

Родители не всегда любят своих детей одинаково. Это неправильно. Послушные и красивые дети – это гордость родителей. Но капризные и непривлекательные нуждаются в большем внимании. Не желая того, родители вредят своим детям, когда хвалят одного в присутствии других. Всё это важно знать для сохранения психического здоровья ребёнка.

Ян Житуй приводит пример, как один учёный чиновник в разговоре с ним хвалил своего сына, говоря о его способностях к наукам и музыке. Он считал, что этих качеств достаточно, чтобы стать успешным в жизни. Мудрец ничего не ответил этому чиновнику. Но подумал, что не хотел бы, чтобы люди, воспитанные таким образом, становились бы премьерами или министрами.