По лестнице в Небесное царство

Существует ли лестница в небеса? И кто может по ней войти в Небесное царство? В Древнем Китае с давних времен существует выражение «лестница в небеса».

Согласно легендам, раньше небо и земля находились рядом и существовала дорога, соединяющая их, по которой можно было подняться на небо и спуститься обратно на землю. Эта дорога являлась «лестницей в небеса».

Гун Цзычжэнь, писатель и мыслитель (1792-1841) из династии Цин в своих трудах говорил: «Человек рожден на земле, а до рождения находился на небе, и небо на закате опускается на землю, совсем близко к людям».

В те далекие времена человек был близок к Богу, они сосуществовали. Существовал путь, оставленный Богом, позволяющий человеку, подняться в Небесное царство. Кто же может подняться по этой лестнице?

Скорее всего это люди высокой духовности, с великими добродетелями, которые совершенствуют свой ум и сердце. Согласно легенде, Хуан-ди, Жёлтый император, легендарный правитель Китая и основатель даосизма, когда закончил свое совершенствование, небо внезапно открылось и Жёлтый дракон Хуанлун спустившись, приветствовал его. Хуан-ди вместе с со своими многочисленными приближенными вступил на дракона и вознёсся на небеса средь бела дня.

Если во времена Хуан-ди ходила легенда о «несравненных небесах и земле», то со времен Чжуань-сюй, одного из легендарных Пяти императоров Древнего Китая, ходила другая легенда «о разделении человека и Бога». Император Чжуань-сюй приказал своим придворным Чжуну и Ли перекрыть дорогу на небеса. С того времени людям стало труднее подниматься в Небесное царство.

В древнекитайской мифологии можно найти описание формы лестницы. Одна лестница – это гора, другая – высокое конкретное дерево.

Первая лестница-гора – это горный хребет Куньлунь на западе Китая.

«Холмы Куньлуня — это горы прохладного бриза, и восхождение на них — это обретение бессмертия (нирвана). А выше — это висячие сады (место обитания бессмертных в горах Куньлунь), достижение святого, который может вызвать ветер и дождь. А ещё выше — это подняться в обитель Небесного императора Тянь-ди (верховное божество в китайской мифологии», — так гласит древнекитайский философский трактат Хуайнань-цзы времен династии Ранней Хань.

В «Топографической главе» этого трактата описан процесс восхождения с горы Куньлунь в небеса.

Вторая гора-лестница – это Чжаошань.

«Рядом с горой Хуашань (одна из пяти священных гор даосизма в провинции Шэньси), где зелёная вода на востоке, есть гора под названием Чжаошань. Есть человек по имени Жи Байгао, который может ходить вверх и вниз, с Неба на Землю, и наоборот» — говорится в древнекитайском трактате Шань хай цзин (Книга гор и морей), описывающий реальную и мифическую географию Китая и соседних земель и обитающих там созданий.

В «Книге гор и морей» говорится, что большая группа просветленных спускается и поднимается по небу, вероятно для того, чтобы передать людям божественную волю.

Лестницей-деревом в небеса считается легендарное большое дерево Цзянму. Цзянму находится на равнине Дугуан, являя собой как бы центр неба и земли. По «Каталогу гор и морей», дерево Цзянму напоминает своими очертаниями быка, а его жёлтые плоды похожи на плоды мыльного дерева.

дерево цзянму

Когда солнце находилось в зените и светило на верхушку дерева, то тени не было видно, и если стоявшие рядом кричали, то звук быстро исчезал, как-будто в пустоту.

Старинные тексты так описывают форму этого дерева: прямо в небо без ветвей тянется тонкий ствол, только на вершине дерева растут редкие кривые ветки, напоминающие свернувшийся зонтик. Кора у дерева рыхлая, если потянуть, то она легко отслаивается, как кожа у жёлтой змеи. По легенде эта лестница в центре неба и земли была сделана Жёлтым императором Хуан-ди и стала лестницей в небо или на землю.

Старинный китайский фольклор также упоминает о лестнице. Поговорка в «Тянь Сянь» Хуамэя гласит: «Дун Лан, посмотри на эти два упрямых камня — один высокий, а другой низкий, как если бы жена поднималась по лестнице в небо».

В разных мифах этнических меньшинств юга Китая упоминается о небесных лестницах. У народности Буи есть песня «Земля, чтобы поддерживать Небо». В ней поется о том, что люди Земли могут попасть на небо по большому тростнику, который соединяет небо и землю. Большой бамбук, Солнечные и Лунные деревья служат лестницей в небеса.

У народности Шуй есть история «Лунной горы», в которой говорится, что можно подняться по высокой горе на небо и привлечь в мир людей небесных девушек.

А что, если древняя лестница вдруг исчезнет? Смогут ли современные люди вернуться в Небесное царство? Есть надежда на то, что Бог не оставит людей и новая лестница уже установлена. Но это зависит и от нас, готовы ли мы подняться, совершенствуя сердце и повышая свою нравственность.