Читая книгу «Путешествие на Запад»

Книга «Путешествие на Запад» повествует о духовном пути совершенствования

Книгу “Путешествие на Запад” или, вернее, роман “Путешествие на Запад”, принято называть классическим, фантастическим, сатирическим, но писанием о духовном пути совершенствования в Будду её называют изредка и вскользь.

Роман «Путешествие на Запад» написан и прозой и стихами. Причём трудно сказать чего больше, стихотворного изложения или повествовательного. Они, безусловно, дополняют друг друга, причём, то стихи идут за прозой, то проза идёт за стихами.

 

Главные герои романа «Путешествие на Запад»

 

Но что интересно, образовывается некая специфика прочтения книги. Когда читаешь отрывок прозы, идёшь за повествованием, как в обычных книгах, знакомясь с героями и событиями, узнавая новое, переживая за каждую ситуацию, сопоставляя и анализируя. Однако, читая стихи, которые излагают по сути ту же ситуацию, описывают тех же героев, происходит совершенно другое восприятие.

В книге «Путешествие на Запад» можно  выбрать только прозу и прочитать только её. Тогда книга действительно становится книгой, написанной в эпическом, фантастическом, сатирическом жанрах, как и принято её определять. Но если прочитать только стихи книги, не заглядывая в прозу, то она становится поэмой о духовном совершенствовании с многочисленными глубинными пластами мудрости. И это говорит о том, что автор книги был не только талантливым литератором, но и мудрецом, идущим по пути духовного самосовершенствования.

Об авторе книги «Путешествие на Запад»

Произведение «Путешествие на Запад» было опубликовано в 1592 году. Когда книга вышла в свет, имя автора в ней не указывалось. Лишь в двадцатом столетии выяснилось, что неизвестный в своё время китайский поэт по имени У Чэнъ-энь, живший во времена династии Мин, в преклонном возрасте начал писать эпопею о путешествии танского монаха Сюань-цзана. Поэту шёл 71-ый год.

 

У Чэнъ-энь 吴承恩 — автор «Путешествия на Запад»

 

У Чэнъ-энь 吴承恩 wúchéng’ēn – это имя поэта можно перевести с китайского как “Великий Удостоившийся Милости”. Он родился в бедной семье. Несмотря на бедность, но благодаря своему таланту и желанию совершенствоваться, он получил хорошее образование. Его целью не была карьера, не был и заработок. Он постоянно проваливал экзамены на государственную службу.

Человеку, который вступает на путь духовного совершенствования, житейские неудачи служат помощью. Умер У Чэнъ-энь в бедности и безвестности. Может быть, поэтому У Чэнъ-энь удостоился великой милости Небес и смог написать книгу, которая стала одним из самых увлекательных сочинений всех времён и народов.

Многие сочинения У Чэнъ-эня потеряны. Некоторые уцелевшие рукописи, видимо его учениками, собраны в сборник под названием «Сохранившиеся рукописи учителя Шэ Яна». Не говорит ли такая биография о том, что поэт и писатель У Чэнъ-энь, также как и герой его романа монах Сюань-цзан, всю свою жизнь шёл по пути духовного совершенствования?

Герой книги, танский монах Сюань-цзян, проходит полный путь совершенствования в Будду

Герой романа «Путешествие на Запад», танский монах Сюань-цзян, – реальная историческая личность. Монах путешествовал в Индию за сутрами в течение 17 лет. Он жил на девять веков раньше поэта У Чэнъ-эня, в период династии Тан.

 

Одно из средневековых изображений Танского монаха Сюань-цзяня

О реальной исторической личности Сюань-цзяне известно, что он был буддийским монахом, который как-то увидел сон, пробудивший в нём желание совершить паломничество в Индию. Не получив разрешения от императора, он ушёл в путешествие тайно в 629 году, посетив 50 государств.

Возвратившись из странствия через 17 лет, танский монах привёз 657 текстов на санскрите и организовал большую школу переводчиков в Чанъ-ане. Им и его учениками было переведено 1330 текстов на китайский. Сам Сюань-цзян написал отчёт обо всём увиденном в путешествии, который стал важнейшим историческим документом об Индии и Центральной Азии.

У Чэнъ-энь рассказывает о другом Сюань-цзане, вернее, о духовном пути совершенствования в Будду того же танского монаха, но в другом параллельном пространстве.  Там у него есть помощники, наделённые сверхспособностями, без которых Сюань-цзян давно был бы съеден множеством чудовищ и оборотней.

Самый главный помощник танского монаха и его старший ученик – Сунь-укун, волшебная обезьяна, рождённая из каменного яйца. Сунь-укуна, по мере его активности в романе, можно считать главным героем. Сунь-укун тоже проходит полный путь духовного совершенствования в божество Защитник Справедливости. О волшебной обезьяне Сунь-укун мы расскажем подробней в следующей публикации.

 

Волшебная обезьяна Сунь-укунь, старший ученик и главный помощник Танского монаха

 

Мастер Ли Хунчжи в своей книге «Чжуань Фалунь» рассказывает, что совершенствование во многих буддийских и даоских школах проходит в позе созерцания. Когда монах погружается в созерцание, из его тела выходит его подобие. За тем подобием тела внимательно следит учитель в другом пространстве и устраивает ему разные испытания, совершенствуя не главное тело монаха, которое неподвижно сидит, а другое тело – подобие главного.

Вполне возможно, что танский монах Сюань-цзян во время своего реального путешествия неоднократно садился в позу созерцания, и тогда в параллельном пространстве с подобным Сюань-цзянем происходили фантастические, сложнейшие испытания, благополучно выйти из которых помогали ему его ученики-волшебники, Бодхисатва Гуаньинь и сам Будда Шакьямуни.

Откуда же узнал писатель У-Чэнъ-энь о том, что происходило с Сюань-цзянем в созерцании? У-Чэнъ-энь всю свою жизнь собирал народные предания и легенды. О Сюань-цзяне за девять веков тоже набралось немало сказаний. Но, скорее всего, У-Чэнъ-энь сам умел погружаться в созерцание и с ним происходили в этот момент важные события духовного совершенствования. Может быть, поэт вступал с танским монахом в особый мистический контакт? Пути духовного совершенствования неисповедимы.