Древний Китай: ритуалы и музыка

Китай – государство древнее; обычаи и ритуалы здесь формировались многие сотни и тысячи лет. В традиционной китайской культуре семья считалась основой общества. Важные события в жизни правителей и высших слоёв общества такие, как сватовство, свадьба, похороны проводились в соответствии с существующими правилами ― ли.

Брак, например, считался невозможным, если невеста родилась в год тигра, а жених в год барана и т. п., такие пары разрушающие («тигр погубит барана»). Брак должен быть удачным, созидательным у пары, родившейся в год тигра и дракона, коровы и собаки и т. д.

Слово «ли» обозначает ритуалы, этикет, правила приличия. Это третья из пяти главных конфуцианских добродетелей. Четыре других ― милосердие, праведность, мудрость и вера. «Ли» отличается от остальных четырёх добродетелей тем, что оно делает упор на внешнем человеческом поведении, а не на совершенствовании внутренних духовных качеств.

«Ли» создает баланс духовных энергий и придает обыденным вещам нужное содержание, иначе: «Почтительность без правил порождает суетливость; осторожность без правил порождает робость; смелость без правил порождает смуту; прямота без правил порождает грубость».

В «ли» предъявляли высокие требования к музыке, которая была неотъемлемой составляющей ритуала, регулирующего жизнь высшего общества. Эти требования нашли отражение в легенде о музыке:

«С давних времен все люди на Земле мечтали о сохранении Великого Равновесия, и долго они искали что-то такое, что могло бы объяснить состояние Великого Равновесия.

И бродили они по дорогам, и брали они в руки разные предметы, и всюду царило Великое Молчание, и все были заняты Поиском.

Вот один человек, ставший впоследствии Учителем Музыки, срезал бамбуковую палку и сделал на ней столько дырочек, сколько лет он бродил по свету.

Посмотрел он на сей предмет и нашел, что это соответствует Истине.

Тогда будущий Учитель Музыки приложил бамбуковую трубку к губам и дунул. Он зажимал пальцами разные дырочки и получались разные Звуки. На эти Звуки собралось великое множество народа.

Все слушали Звуки и восхищались.

И было решено, что это есть состояние Великого Равновесия».

В эпоху династии Чжоу существовала система рангов знатности.  Представители каждого ранга знатности, согласно требованиям «ли», должны были уважать различия и соблюдать требования к исполнению музыки для разных рангов. По правилам у каждого ранга сановников был свой статус, определявшийся согласно системе наследования власти.

Материальным выражением этого статуса служили бронзовые сосуды и музыкальные инструменты. Система рангов знатности предписывала специальные правила использования музыкальных инструментов: литофонов-бяньцин и колоколов-бяньчжун, которые соответствовали социальному статусу владельца.

Китайский этикет и музыка родились из религиозных ритуалов, которые должны были поддерживать связь между человеческим и божественным миром.

Основным инструментом из дерева и шёлка являлась цитра―цинь. В те времена считалось, что благородный человек – цзюньцзы отличается от обычных людей тем, что искушен в «шести искусствах»: ритуале, музыке, стрельбе из лука, управлении колесницей, каллиграфии и математике.  Известно, что в минуты опасности и тревоги Конфуций играл на цине, демонстрируя тем самым удивительное самообладание и внутреннее спокойствие.

Конфуций восхищался династией Чжоу за благородство правителей и праведную культуру. Через «Ши цзин» («Книга песен» — сборник стихотворений и песен ранней династии Чжоу, обработанный Конфуцием) Конфуций хотел передать современникам традиции и образ мышления людей и правителей эпохи Чжоу. В среде аристократии этого периода исполнительское искусство считалось неотъемлемой частью жизни в высшем обществе. Дети царей и аристократов с детства обучались танцу и классической музыке.

В «Книге ритуалов и музыки» говорится, что, как только люди будут искушены и ослеплены материальным богатством, они утратят свою сострадательную природу и взрастят в себе жадность, жестокость, склонность к мошенничеству и так далее. Поэтому древние цари использовали музыку и ритуалы, чтобы совершенствовать сердце. «Благодаря ритуалам сохраняется человеческая природа, благодаря музыке поддерживается гармония».

В современном коммунистическом Китае наглядно проявляется то, что было предсказано в те давние времена: потеря нравственных норм в обществе, стремление к материальному богатству, коррупция в огромных масштабах, насильственное насаждение атеизма и разрушение религиозных верований людей. В результате, появление в Китае нового духовного движения Фалуньгун (Фалунь Дафа), способного возродить духовность и повысить мораль современного общества благодаря возвращению традиционных ценностей в соответствии с принципом «Истина-Доброта-Терпение» привело к жесточайшему подавлению Фалуньгун и преследованию его последователей.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.