Умеренность и бережливость являются добродетелями

Умеренность – вот что можно причислить к одной из добродетелей человека. Именно она даёт людям возможность быть независимыми от разных привычек и пристрастий. «Бережливость – важный источник благосостояния», – говорил Цицерон.

В Китае многие правители считали роскошь злом, а бережливость – положительным качеством, которое ведёт к умеренности и к приобретению истинных благ. Богатство же, полагали, наоборот, ведёт к расточительству и невоздержанности.

В Поднебесной управление государством строилось на основе добродетели. И почти во все времена существовало множество законов, направленных на ограничение расходов населения, то есть на бережливость. Считалось, что чрезмерное наслаждение роскошью часто приводит к потерям и бедам, а экономность – к процветанию.

Воздержанность императора Вэнь-ди

В 180-157 гг. до нашей эры Китаем правил император Вэнь-ди из династии Хань. Он одевался скромно, да и императрице не разрешал носить дорогие наряды. За 23 года своего правления Вэнь-ди практически не занимался преобразованием своего дворца и сада. Только однажды ему захотелось построить террасу, но, сделав расчёты, он воздержался от этого. Оказалось, что стоимость постройки равна стоимости доходов десяти семей, и правитель посчитал такую растрату нецелесообразной.

Однако, когда речь заходила о людях, действительно нуждающихся в поддержке и помощи: вдовах, сиротах и бедных семьях, император проявлял щедрость. По его поручению чиновники были обязаны раздавать рис, вино и мясо людям в возрасте 80 лет и старше, а тем, кому за 90 лет, было приказано давать ещё одежду и одеяла. Приближённые, которые не соблюдали этих правил, наказывались.

После смерти Вэнь-ди его могилу заполнили не золотые и серебряные украшения, а керамическая и медная посуда. А сама могила была гораздо меньше, по сравнению с могилами других императоров.

Скромность известного китайского мудреца

В период Троецарствия жил мудрец Чжугэ Лян (181-234 гг.). Он занимал пост премьер-министра царства Шу. По должности ему полагались привилегии, но, несмотря на это, он жил обычной, простой жизнью и не использовал своё положение и власть для собственного обогащения.

Наблюдая, какие пышные похороны устраивались придворным чиновникам, он приказал своим подчинённым похоронить его скромно, без каких-либо предметов, в небольшой гробнице у подножия горы.

Своему сыну он написал: «Нужно успокоить свой ум, чтобы улучшить себя, и жить скромной жизнью, чтобы накопить добродетель. Только относясь равнодушно к материальным интересам, можно понять своё истинное предназначение. Если быть спокойным и ни за чем не гнаться, можно добиться больших результатов».

Добродетели Сыма Гуана

В 1019-1086 гг., во времена династии Сун, жил высокопоставленный чиновник Сыма Гуан. Учёный и историк, несмотря на своё высокое положение в обществе, жил очень скромно и просто. Однажды император наградил его и других служащих ценными подарками: ювелирными изделиями и золотом. Сыма Гуан одарил этими ценностями своих родственников. А когда умерла жена, учёному пришлось продать часть своей земли, чтобы оплатить её похороны.

Вот как он наставлял своего сына в одном из писем: «Добродетель проистекает из скромного образа жизни. С другой стороны, наслаждение роскошью ведёт к горю, бедам и даже к потере жизни. Это касается как бедных, так и богатых».